Особенности различных способов опроса


Помимо упомянутых параметров, каждый из способов опроса обладает своими особенностями.

1. Интервьюеру можно указать последовательность задаваемых вопросов: если ответ на вопрос 4 положительный, то перейти к вопросу 10. Последовательность может быть достаточно сложной, что обеспечивает гибкость проведения интервью. При самостоятельном заполнении анкеты такие ветвления не могут быть слишком сложными.

2. Если анкета рассылается по почте, то она видна при заполнении вся и ответы влияют друг на друга. С другой стороны, почтовая анкета заполняется в индивидуальном темпе, то есть ответы даются продуманно. Но при этом нельзя прояснить неясные моменты. Если видно, что анкета анонимная, ответы становятся более откровенными.

3. При телефонных опросах легче устранить ошибку, вносимую интервьюером, так как на опрос влияет меньше параметров. Интервьюер знает, что его может прослушать начальство, поэтому работает более добросовестно. Практика показывает, что при телефонных опросах респонденты больше интересуются целями и организаторами этих опросов.


Использование компьютеров при опросах


С 70-х годов для опросов стали использоваться компьютеры. При телефонных опросах они выводят на экран задаваемый вопрос, который и читается опрашивающим. Ответ вводится с клавиатуры. Даже такая простая автоматизация имела большие последствия.

При компьютеризированных телефонных опросах можно поддерживать базу данных о выборке: кому еще не звонили, кому следует перезвонить и т. д. Номера телефонов генерируются с равномерным распределением вероятности, чтобы не перегружать одного абонента (к сожалению, не всегда). Автоматически поддерживается учет квот. Автоматически набирается номер. Компьютер формирует отчет о работе опрашивающих. Автоматически производится заданная статистическая обработка.

В настоящее время хорошие системы поддержки компьютерных опросов позволяют осуществлять опросы владельцев компьютеров через Internet или электронную почту.

Дискету с вопросами можно переслать и по почте (чаще при опросах предприятий). При этом процент возврата дискет очень высок.

Переносной компьютер можно носить с собой при опросах и даже сажать за него респондента в полевых условиях. Опрашиваемые сами отвечают компьютеру на вопросы.

Компьютер, в отличие от интервьюера, всегда ставит вопрос точно в заданной формулировке. Показывается только та часть анкеты, которая необходима в данный момент. Осуществляется мгновенная проверка ответов (респондент сообщает: я купил товар X, а данного товара нет в магазине). Легко реализуются сложные ветвления процесса анкетирования и даже выборочные анкеты (если куплен товар А, то предлагаются одни вопросы, если В – то другие). Результаты анкетирования обрабатываются сразу.

При компьютерном опросе можно использовать персонификацию. Вначале спрашиваются имена членов семьи, которые затем используются в вопросах типа: Когда Ваша жена, Катя, идет за покупками...

Недостатки компьютерных опросов:

нет личного контакта с аудиторией, ответы компьютеру коротки;

не распознаются небрежные, поверхностные ответы;

компьютер не может перестроиться на новую информацию по ходу опроса.