Параметры различных способов опроса


При выборе вида проведения опроса следует учитывать следующие параметры.

Количество отказов. Важнейшим параметром исследования, определяющим его достоверность, является процент отказов отвечать, то есть неответов. Как отмечалось выше, неответы могут

внести ошибку в результаты, обусловленную потерями в ходе исследования.

Наименьший процент отказов в интервью. При телефонных опросах с первого раза удается связаться обычно с 10% респондентов. Имеется и еще одна проблема – с кем разговаривать, если к телефону подошел один из членов семьи?

При почтовых опросах процент ответов наименьший и нельзя гарантировать, что анкета будет заполнена именно выбранным человеком.

Получаемая информация. В персональном интервью можно спросить практически о чем угодно. Почти так же обстоит дело и при телефонном опросе, однако в этом случае нельзя предъявить картинки и образцы. Хуже всего в этом отношении почтовые опросы. Они не могут быть слишком длинными, иначе их никто не заполнит до конца. Длинные опросы лучше всего проводить путем персонального интервью, хуже всего – по телефону.

Скорость опроса. Этот параметр значительно различается у разных способов опроса.

При телефонных опросах можно выполнить 15…20 звонков за час, опрос ускоряется при увеличении числа интервьюеров.

Скоростью почтовых опросов практически нельзя управлять. Время таких опросов составляет до нескольких недель (при охвате нескольких городов) и мало зависит от размеров выборки.

Время персонального интервью на дому варьируется в зависимости от местожительства респондентов.

Следует отметить, что большое количество полевых работников приводит к разбросу результатов опроса, особенно интервью, так что большое количество опрошенных далеко не всегда повышает точность получаемых результатов. Обычно бывает наоборот.

Стоимость. Почтовое интервью достаточно дешево, но при малом проценте ответов данные могут стать недостоверными. Стоимость телефонных опросов также достаточно низка, конечно, если нет междугородных звонков.

Персональное интервью на дому – наиболее трудоемкий и дорогой метод исследований.