Неструктурированный, замаскированный


Этот метод является центральным для мотивационных исследований. На некоторые вопросы испытуемый не будет отвечать, так как они наносят ущерб его эго. На другие вопросы он не сможет ответить, так как у него не хватит слов. Наконец, если задать вопрос прямо, то ответы

могут оказаться бесполезными или неправильными.

При опросах данного типа предлагаются ясные вопросы или стимулы (чаще всего – рисунки), на которые ожидается произвольный ответ или произвольная реакция. Модификацией метода является проективный метод, когда предлагаются неясные стимулы, которые следует описать, структурировать, доделать.

1. Ассоциации слов

Пример опроса с ассоциациями слов для определения отношения к загрязнению окружающей среды: требуется быстро назвать слово, в ответ на слова:

вода – ____, воздух – ____, озеро – ____, дым – ____, город – ____.

Обработка ответов заключается в подсчете частоты слов, времени, затраченного на ответ, количества вопросов без ответа. Далее ответы группируются по интересам, мотивации, стереотипам. Чаще всего ответы подразделяются на характеризующие отношение (положительное и отрицательное), эмоции (приятные и неприятные), взгляды (прогрессивные и старомодные) и пр.

Время ответа подсчитывается опрашивающим или замеряется секундомером. Если оно превышает три секунды, то у респондента сильно влияние эмоциональных факторов. Если ответа нет, то это значит, что его заблокировали сильные эмоции.

2. Завершение предложения.

Примеры:

Многие ведут себя, как будто наши природные ресурсы,
Главное соображение о природных ресурсах это_ .

Респонденты должны давать ответы сразу, не обдумывая.

Такой метод может дать интересные результаты. Если спросить курильщиков о том, как они относятся к курению, они ответят, что получают удовольствие, что им нравится курить, что умеренное курение не вредно. Однако если тем же людям предложить вопросы

Люди, которые никогда не курят________________
(типичные ответы: лучше себя чувствуют, счастливее, мудрее);
Тинэйджеры, которые курят___________________
(типичные ответы: глупы, не правы, сумасшедшие, рисуются),

то проясняется совсем другая картина.

По сравнению с ассоциациями слов, стимул здесь более направленный, но существует опасность социально-правильных ответов.