Использование сканеров


В последние годы почти все товары снабжаются штрих-кодом, для чтения которого служат специальные устройства – сканеры. В нашей стране наблюдается все более широкое применение таких устройств. Если в начале сканеры применялись лишь в универмагах и

универсамах, то в последнее время к ним обращаются многие специализированные магазины. Прочитав сканером код, нанесенный на товар, можно, обратившись к компьютерной базе данных магазина, определить цену, установленную на сегодняшний день, и быстро выдать чек.

Однако использование сканеров открывает и более широкие перспективы. С помощью компьютерной сети можно проследить за движением товара не только в магазине, но и по всему пути от предприятия-изготовителя до конечного потребителя. Собранные данные обрабатываются программно и представляют собой разновидность стандартизированного отчета. Он рассылается заинтересованным фирмам в печатном или электронном виде.

Использование сканеров позволяет решить следующие задачи:

оценить результаты кампаний по продвижению товара;

оценить популярность нового продукта;

оценить влияние неожиданных событий типа нехватки товара.

Широкое внедрение сканеров повлекло за собой глубинные изменения в торговле.

1. Изменились акценты в каналах распределения. Издавна между производителем и розничной торговлей велась борьба за место на полках магазинов. Благодаря сканерам стало возможным

qточно определить, какова цена одного места на полке;

qвычислить доходность каждого продукта. Например, считалось, что сахар, как сравнительно дорогой товар, прибылен. Однако выяснилось, что упаковки тяжелы, часто рвутся, занимают много места на складе. Для продажи сахара требуются большие трудозатраты. Таким образом, этот товар оказался не столь выгодным;

qполучать от торговой сети самые свежие данные о популярности товара;

qопределить, где лучше продается товар в супермаркете: у кассы или в отделе.

2. Улучшилось использование списков. Если у члена списка имеется идентификационная карта со штрих-кодом, и он предъявляет ее при покупках в магазине, то собранные таким образом данные оказываются гораздо точнее, чем традиционные дневники покупок, да и усилий на сбор данных требуется значительно меньше.

В целом, роль сканера для маркетологов подобна роли микроскопа для ученых.

Повсеместное внедрение и широкое использование сканеров в нашей стране тормозится пока как недостатком средств, так и отсутствием коммуникационной и компьютерной инфраструктуры. Определенную роль, по-видимому, играет и некоторая сиюминутность интересов бизнесменов. Для того, чтобы полностью использовать все возможности сканеров, требуются большие первоначальные затраты, а эффект они дадут только при широком их применении и далеко не сразу.