Организация служб маркетинговых исследований


Службы маркетинговых исследований в фирме могут быть структурированы по нескольким принципам.

В случае использования принципа разделения по областям исследования отдел маркетинговых исследований может включать группы, занимающиеся отдельными продуктами, торговыми марками, сегментами рынка, географические области.

Если разделение проводится по выполняемым функциям, то создаются группы анализа продаж, исследования рекламы, планирования продукта.

В некоторых случаях производится структурирование по технологиям исследования. Тогда различные группы выполняют математический анализ, интервью, анкетирование, исследование вторичных данных.

Если в фирме имеется только одна группа маркетинговых исследований, то каждый работник занимается одним из перечисленных участков работы.

В том случае, если маркетинговыми исследованиями занимается только один работник фирмы, он вынужден ограничиваться изучением вторичных данных и небольшими исследованиями. Для выполнения больших проектов привлекаются сторонние специалисты или фирмы. Тогда маркетолог фирмы оформляет договор и контролирует их работу.

В России требования к знаниям и умениям маркетологов определяются Государственным образовательным стандартом. Конечно, для того, чтобы стать высокопрофессиональным специалистом, надо самостоятельно выполнить по крайней мере три достаточно крупных исследования.

В [23] приводится минимальная требуемая квалификация для специалистов в области маркетинговых исследований низшего, среднего и высшего звена в США. Принцип квалификационных требований состоит в том, что руководители более высокого звена должны знать все, что знают их подчиненные, плюс дополнительные аспекты. Чем выше уровень руководителя, тем больше должна быть его квалификация в области стратегии.

Сотрудниками кафедры «Предпринимательство и коммерция» СПбГТУ был проведен опрос среди студентов кафедры и ограниченной части бизнесменов. Оказалось, что значительная часть опрошенных ставит квалификационные требования к руководителям ниже, чем к исполнителям. Это следует признать широко распространенным заблуждением.