Маркетинговые исследования


Для сбора информации по отдельным конкретным проблемам, для поиска новых идей и гипотез используются маркетинговые исследования. Правильно организованные, они дают исчерпывающую информацию по конкретной ситуации на рынке или проблеме, возникшей в фирме.

Каждый из рассмотренных подходов к получению информации о рынке имеет свои положительные стороны. Обычно они используются совместно.

Сведения о первом маркетинговом исследовании относятся к 1879 году, когда фирма Эйер и сын (США) по телеграфу опросила местные власти и издателей страны. Вопрос был связан с видами на урожай. Так делалась попытка предсказать объем продаж сельскохозяйственных машин для фирмы Никольс-Шепард.

Широкое применение маркетинговых исследований за рубежом началось с 40-х годов ХХ века, когда рынок капиталистических стран начал ориентироваться на потребителя.

В настоящее время маркетинговыми исследованиями занимаются: отделы в фирмах (в малых фирмах это может быть единственный сотрудник); специализированные исследовательские и консалтинговые фирмы (они могут выполнять только сбор информации, сбор и анализ, выполнение всего проекта исследований); правительственные организации (это наиболее крупные исполнители исследований, они составляют статистические обзоры); университеты.

Полный спектр услуг по маркетинговым исследованиям и консалтингу могут предложить не все фирмы. Некоторые из них специализируются только в некоторых определенных направлениях.

В Санкт-Петербурге маркетинговыми исследованиями и консалтингом занимаются государственные структуры, российские и совместные фирмы, представительства зарубежных компаний. К их числу можно отнести НИИ комплексных социальных исследований, академический центр маркетинговых исследований РЕГИОН-ИНВЕСТ, Санкт-Петербургское агентство маркетинговых исследований, специализированные фирмы Гортис, Гэллап, СНИЦ, ЭКРО, совместное предприятие Той опиньон энд маркетинг рисеч, ABE компани лтд и другие.

Основными источниками информации, которые могут быть использованы для изучения рынка, являются газеты Деловой мир, Коммерсант, Коммерческий вестник, журналы Бизнес Уик, Деньги, Коммерсант, Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. Полезны отчеты, регулярно издаваемые Госкомстатом. Данные о проведенных исследованиях можно найти в ежегоднике Исследования рынка, издаваемом фирмой Гортис. Часто данные исследований приводятся в тематических прайс-сборниках.