Устные опросы
Опросы считаются основным методом получения маркетинговой информации о потребителях, их поведении на рынке, мнениях и предпочтениях.
В зарубежной практике маркетинга примерно 9/10 информации получается путем устного
• по кругу опрашиваемых: покупатели/потребители, предприниматели, специалисты, эксперты и др.;
• по количеству одновременно опрашиваемых: единичное и групповое интервью;
• по количеству вопросов/тем, включенных в опросный лист: одна или несколько (последний вариант носит название омнибус);
• по уровню стандартизации: свободная схема опроса или жестко структурированная, полностью стандартизованная;
• по частоте опроса: одноразовый или многоразовый опрос. Обычно используются следующие типы интервью:
Индивидуальное интервью.
Встреча происходит: на улице, в магазине, на дому у респондента, на работе. Встреча может быть случайной (случайная выборка, в соответствии с законом больших чисел), заранее оговоренной/запланированной. Беседа может длиться от нескольких минут (кратковременное интервью) до нескольких часов (долговременное интервью). В любом случае необходимо создать атмосферу доверия и благожелательности. Вариантом индивидуального интервью следует считать беседу/опрос по телефону.
Б. Групповое интервью.
Для интервью приглашается не один человек, а целая группа (например, договариваются об интервью с одним респондентом в его квартире, а он в свою очередь приглашает несколько соседей, 6 - 10 человек). Заранее подготавливается вопросник по одной из маркетинговых проблем. В некоторых странах за участие в групповой беседе участникам выплачивают вознаграждение. Интервьюер направляет беседу: В ходе свободного и непринужденного обмена мнениями ведущий должен выявить истинные мнения и взгляды опрашиваемых.