СИСТЕМА СБОРА МЕЖДУНАРОДНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Важнейшим условием успешного развития фирмы в быстро меняющейся ситуации на современном мировом рынке является обеспеченность высшего руководства фирмы качественной и своевременной информацией. От полноты, объективности, достоверности,
Маркетинговые исследования (marketing research) представляют собой систематический процесс сбора, анализа и использования достоверной информации (information) для принятия соответствующих маркетинговых решений.
Таким образом, маркетинговая информация является основным источником для проведения маркетингового исследования, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Маркетинговые исследования — это одна из функций маркетинга, которая содействует уменьшению коммерческого риска фирмы, подсказывая возможности и пути улучшения положения фирмы на внешнем рынке.
Так, потребность в информации о состоянии и динамике рынков испытывают до 85% субъектов рынка России, а о действиях конкурирующих компаний, об изменении запросов потребителей и их реакции на новые товары — около 70%. Используемую в международном маркетинге информацию можно разделить на несколько групп:
1) информация о рынках и рыночной конъюнктуре;
2) информация о методах и формах международной торговли;
3) информация собственно о предприятии (цели и потенциал). При этом создаваемый информационный массив (база рыночной и маркетинговой информации) может организовываться в соответствии со структурой маркетинговых исследований и по мере расширения неэкономической деятельности предприятия расширяться и углубляться. База данных маркетинговой информации должна иметь также несколько разрезов (уровней), чтобы проводить маркетинговые исследования по соответствующей мировой отрасли в целом или по отдельным регионам и странам (отраслевой и страновой аспекты).
На этапе принятия общего решения о выходе на международные рынки и создании информационной базы международного маркетинга предприятие должно собрать информацию об общем состоянии и тенденциях развития:
— отрасли, к которой относится выпускаемая предприятием продукция;
— стран, являющихся потребителями и производителями этой продукции;
— отдельных фирм-производителей, потребителей и продавцов
продукции.
Сбор и оценку рыночной информации в соответствии с задачами маркетингового исследования целесообразно проводить, используя
Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе вторичных и первичных данных.
Вторичной информацией является та, которая уже где-то существует, будучи собранной для других целей. Источниками ее служат внутренние и внешние данные. Вторичные данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований.
Внутренними источниками служат отчеты компании, беседы с сотрудниками отделов сбыта, руководителями и сотрудниками других отделов, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты, сообщения торгового персонала, обзоры жалоб и рекомендаций потребителей, планы производства и НИОКР, деловая корреспонденция фирмы и др.
Система сбора внешней текущей маркетинговой информации представляет собой поступление и анализ документов, данных периодической печати (газет, специализированных журналов и т.д.), а также оперативных сведений, полученных от поставщиков, торговых партнеров, клиентов и др., о новых событиях, произошедших на рынке.