Уровень «входного барьера»


Уровень «входного барьера», т.е. совокупность экономических, технических, организационных и правовых условий, препятствующих или затрудняющих создание и ведение бизнеса на анализируемом рынке, определяется рядом факторов, среди которых предлагается выделить и оценить:

1. Емкость рынка и ее динамику. Ограниченная емкость рынка, как за счет высокой его насыщенности, так и за счет низкой покупательной способности потребителей является значительным препятствием для организации нового предприятия.

2. Преимущественный тип производства в отрасли и связанный с ним уровень удельных затрат на производство и реализацию продукции. Масштабность производства и наличие крупных производителей являются препятствием для достижения преимуществ над конкурентами себестоимости производимой продукции.

3. Степень дифференцированности продукции. Наличие большого разнообразия моделей, модификаций, типоразмеров одной и той же продукции, т.е. высокая степень ее дифференциации, означает глубокую сегментированность рынка и высокую степень его занятости.

4. Доступность каналов распределения продукции. Освоенность рынка, как правило, означает, что сеть оптовой и розничной продажи, а также другие формы каналов распределения продукции заняты конкурентами.

5. Потребность в дополнительных капитальных вложениях. Необходимость привлечения значительных финансовых ресурсов для создания нового производства часто является критическим фактором, ограничивающим доступ новых предприятий в отрасль.

6. Консерватизм существующей системы поставок.

7. Административные барьеры. Лицензирование, квотирование, усложненный порядок регистрации предприятий, препятствия в отведении земельных участков, предоставлении в аренду производственных и служебных помещений и другие обстоятельства часто создают непреодолимые препятствия для входа на рынок.

8. Уровень развития рыночной инфраструктуры. Для вступления новых предприятий на рынок важным ограничивающим фактором является отсутствие либо неразвитость необходимых средств транспорта и связи, служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и других деловых услуг.

Криминогенное влияние на рынок, в том числе раздел сфер влияния между криминальными структурами, контрабандный ввоз и вывоз товаров в условиях российской действительности также составляют реальный барьер для организации легального бизнеса.