Конкретность проявления КСП


Относительность конкурентоспособности проявляется в другом ее важном свойстве — конкретности проявления, привязанности ее к конкретным условиям и причинам. КСП любого конкретного экономического объекта не может носить универсального характера; она имеет вполне конкретный характер. Товар, конкурентный на одном внешнем рынке, может и не быть таковым на другом. Более того, он может одновременно обладать конкурентоспособностью даже на одном и том же национальном рынке (например, в Приморском крае и Смоленской области). Товар, конкурентоспособный сегодня, может потерять ее уже через несколько месяцев из-за определенных конкретных причин. И напротив (хотя такое бывает значительно реже), в некоторых случаях товар, обладающий пониженной конкурентоспособностью и почти вытесненный с рынка, вдруг по ряду причин (общее оживление спроса, уход основного конкурента с рынка, после удачно проведенной рекламной компании и т.д.) становится вполне конкурентоспособен и начинает пользоваться коммерческим успехом.

Из этого следует, что при использовании методик определения конкурентоспособности товара фактор привязки КСП к конкретным условиям должен обязательно учитываться. В противном случае определяемая конкурентоспособность отрывается от реальных условий и в силу этого оценивается неправильно.

Все изложенное относительно КСП товара в равной мере относится к КСП других экономических объектов, с учетом, разумеется, специфики формирования их конкурентоспособности.

Еще одной характеристикой конкурентоспособности, тесно связанной с предыдущей, является ее динамичность, относительная быстрота процессов ее протекания. Существует огромное количество факторов (внутренних и внешних), воздействующих на конкурентоспособность предприятий-товаропроизводителей, отраслей, национальной экономики в целом. Воздействие одних факторов носит однонаправленный, других — разнонаправленный или противоположно направленный характер. Одни факторы имеют долговременный, другие — кратковременный характер, третьи — случайный или одноразовый характер. Нарастает воздействие одних факторов, сокращается или прекращается влияние других. В силу указанного представляется очень сложной оценка проявления всей совокупности факторов воздействия на конкурентоспособность, причем именно в динамике, а не в статике.

Наконец, следует отметить еще одно свойство конкурентоспособности: для национальной экономики, национальных отраслей и отраслевых комплексов она носит международный характер, для предприятий и производимых ими товаров — может носить как международный, так и внутринациональный характер.

Поскольку КСП может быть определена лишь путем сопоставления экономического объекта с аналогом-конкурентом, то поэтому естественно, что при измерении уровня КСП национальной экономики, отраслевых комплексов и отраслей прибегают к их сопоставлению с соответствующими зарубежными экономическими объектами. Иное дело - определение КСП национальных предприятий и их товаров (услуг). В этом случае КСП последних может определяться путем их сравнивания как с характеристиками иностранных производителей и их товаров, так и национальных.