Конкурентоспособность предприятия


Конкурентоспособность предприятия (фирмы)—это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг—обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы.

Иначе говоря, показатель конкурентоспособности для любого предприятия — это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений (т.е. характеризуется состоянием его внутренней среды), а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений.

Выход на рынок с конкурентоспособным товаром — лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное — систематическая работа по управлению конкурентоспособностью товара. Управление конкурентоспособностью — это совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, Рекламы.

Иначе говоря, на предприятии должна быть разработана соответствующая стратегия или стратегии в области конкурентоспособности, предусмотрены меры по всему производственно-хозяйственному комплексу. Стратегии могут различаться по целям, временным параметрам и другим характеристикам, но в любом случае ее главная задача — обеспечение своим товаром определенных рыночных преимуществ перед товарами-конкурентами (это, например, может быть стратегия создания уникальных изделий, гарантирующих предприятию монопольное положение на рынке в течение ряда лет или опережение конкурентов в выходе на рынок с обычными новыми изделиями).

В качестве средств такого обеспечения можно выделить две группы факторов: отражающие «превосходство в умении» и «превосходство в ресурсах». Первое связано с эффективностью работы маркетологов, инженерного, административного составов. К ним могут быть отнесены:

— «ноу-хау» в исследованиях и проектировании; умелое использование маркетинга; опыт в руководстве проектом; умение организовывать работу по стимулированию сбыта; инициативная, заинтересованная работа во всех сферах производственно-сбытовой деятельности предприятия. Разнообразными могут быть и ресурсы, влияющие на обретение преимуществ в конкуренции: доступ к сырью и энергии; финансы, кадровый состав и его квалификация; малозатратные производственные возможности; наличие у предприятий развитой системы научно-технического, производственного, коммерческого сотрудничества.

Превосходство над конкурентами по перечисленным и иным параметрам позволяет предприятию предлагать на рынке товары лучшего качества и по более низким ценам. Это в свою очередь укрепляет его рыночные позиции, позволяет получать прибыль, превышающую средний уровень, позитивно влияет на факторы, обусловливающие преимущества в конкуренции.

Конкурентоспособность товара — совокупность качественных и стоимостных (ценовых) характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. КСП товара предполагает очень гибкую реакцию поставщика на требования рынка и поведение конкурентов. Товар необходимой потребительской ценности должен быть не только произведен в обусловленных количествах и вовремя доставлен потребителям, но и должен быть гарантирован его сервис на уровне, сложившемся в мировой практике.