КСП национальной экономики


КСП национальной экономики — это и конкурентоспособность системы общественного и государственного устройства страны, и политико-правового устройства и регулирования всех сторон, а не только экономической жизни общества; это и способность государства обеспечить устойчивое, динамическое развитие национальной экономики, и связанное с этим материальное благосостояние членов общества, и уступающее мировым стандартам. Иначе говоря, чтобы иметь устойчивую конкурентоспособную национальную экономику необходимо создать конкурентоспособное общество. В этом смысле в последнее время утверждается понятие «конкурентоспособность страны».           Имеющийся опыт показывает, что КСП национальной экономики, ее составных частей — величина весьма неустойчивая. Поддержание постоянного уровня конкурентоспособности требует не просто постоянных и огромных усилий, но и продуманных целенаправленных действий стратегического характера, в которых особенно велика роль государства. Одно из главных стратегических направлений его деятельности (равно как и непосредственных производителей) — создание конкурентных преимуществ над соперниками.

Теория конкурентных преимуществ исходит из того, что любая из стран с примерно одинаковым уровнем экономического развития имеет определенный, обычно только ей присущий набор конкурентных преимуществ. К ним, например, могут относиться более высокие: уровень производительности труда, квалификация производственного, технического, коммерческого персонала тех или иных отраслей, производств, групп или отдельных предприятий, качество и технико-экономический уровень производимых изделий, управленческое мастерство, стратегическое мышление на различных уровнях управления и др.

В стратегическом плане политика государства состоит в том, чтобы закладывать долговременные основы для повышения конкурентных преимуществ страны и подталкивать национальных производителей к этому. Однако российская (равно как и других стран) практика показывает, что часто политика государства нацелена скорее на сохранение старых преимуществ, что, по существу, уже сейчас создает «мины замедленного действия» на перспективу.

В условиях рыночной экономики государство не наделено функцией непосредственного управления конкурентоспособностью даже по отношению к производствам и предприятиям государственного сектора, где эта функция носит усеченный характер. В условиях рыночной экономики государство не управляет напрямую конкурентоспособностью, а воздействует на нее с помощью различных мер и средств регулирования и косвенного воздействия — законодательных, подзаконныx актов и правительственных постановлений, экономических рычагов. Иначе говоря, задача государства состоит в том, чтобы создавать возможности наиболее благоприятные условия для управления конкурентоспособностью национальной экономики, ее структурными составляющими хозяйствующими субъектами. Реальное же управление конкурентоспособностью осуществляется на уровне непосредственно исполнителей, обладающих правами, предпринимательской инициативой, соответствующими кадрами для решения этой проблемы. Именно от предприятий, фирм-изготовителей, их умения, целенаправленности зависит, в какой степени они могут использовать не только свой внутренний потенциал, но и создаваемые государством общенациональные возможности.