Понятие конкурентоспособности (КСП)
Конкурентоспособность — одно из сложнейших многоаспектных экономических понятий, которые динамично развиваются, подвергаясь постоянным изменениям. Единого, универсального, общепринятого определения конкурентоспособности ни в России, ни в мире не существует.
Применительно к КСП страны наиболее известное определение, приведенное в докладе президентской комиссией США «Мировая конкуренция. Современная реальность»: «КСП определяется тем, насколько нация может в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на том же уровне или увеличивая доходы своих граждан».
Многоаспектность конкурентоспособности проявляется в следующем:
— по территориально-географическому признаку выделяются международная и внутринациональная КСП, КСП в пределах отдельных регионов (районов);
— в зависимости от масштабности экономических объектов выделяют КСП товара, предприятия-производителя, отрасли и/или комплекса отраслей, национальной экономики;
— во временном проявлении отмечается КСП на определенную дату или промежуток времени в прошлом, текущая КСП, КСП в перспективе.
Под конкурентоспособностью национальной экономики понимается концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними зарубежным товарам и услугам как на внутреннем, так и на внешних рынках. Но это лишь одна, наиболее видимая сторона понятия «конкурентоспособность национальной экономики».