Государственный долг


Одной из характерных особенностей международного экономического развития в конце нынешнего столетия являются растущие государственные долги развивающихся стран и стран, осуществляющих переход к рыночной экономике. Двумя крупнейшими регионами-должниками

являются страны Латинской Америки и Африки. Резко возросли объемы государственного долга у стран Восточной Европы и бывшего СССР, вступивших на путь преобразования своих экономик.

Главной проблемой, связанной с государственной задолженностью, являются большие трудности с ее обеспечением. Коэффициент обслуживания долга — отношение суммы внешних процентов и основных амортизационных начислений к экспорту — довольно высок. Это означает, что страны-должники не могут направить значительную часть своих доходов от экспорта на экономическое развитие и, прежде всего, на реструктуризацию своей экономики. Все увеличивающаяся доля поступлений от экспорта уходит на погашение долга и процентов по нему.

По мере роста задолженности неизбежны кризисы. Так, в течение 70-х годов XX в. наблюдались кризисы в развивающихся странах Латинской Америки и Африки, связанные с ростом цен на нефть, а также банковский кризис из-за событий в Польше. В 1982 г. Мексика, имеющая в несколько раз больший долг, чем Польша, оказалась не в состоянии выполнить свои обязательства по его погашению. В результате она была вынуждена провести реструктуризацию основного долга и процентов по нему. Когда страна осуществляет такую реструктуризацию, она изменяет ставку процентов по займу и (или) график погашения основного долга и процентных платежей. Большинство крупных Должников, например Бразилия и Аргентина, оказались в таком же поении и должны были провести реструктуризацию своих долгов.

Однако в 1987 г. в связи с невозможностью обслуживания своего долга Бразилия объявила мораторий на его погашение коммерческим кредиторам, что по существу означало прекращение платежей. Подобная ситуация возникла и в августе 1998 г. в России, закончившаяся тяжелейшим банковским кризисом. Также в конце 90-х годов тяжелейший мировой банковский кризис возник в результате финансовых авантюр в странах Юго-Восточной Азии.

В связи со всеми этими событиями большинство крупных банков мира создали резервы для смягчения проблем, вызываемых займами развивающихся стран. Однако деньги, направленные в резервные фонды из прибылей банков, уменьшают их кредитные возможности и инвестиционную активность, отрицательно влияя тем самым на международную маркетинговую деятельность.

Поэтому в современном мире одним из распространенных способов снижения долгового пресса является преобразование государственного долга в акции. Суть его состоит в том, что долговые обязательства, принадлежащие иностранному заемщику, обменивают на реальные активы в этой стране, например на акции местных предприятий, находящиеся в собственности государства.

Международный валютный фонд (МВФ) (International Monetary Fund, IMF)—организация, созданная для оказания помощи странам-должникам при перестройке их экономики, представляет выгодные для этих стран займы, а также рекомендации по получению новых кредитов. При этом МВФ рекомендует строгие экономические ограничения в качестве предварительного условия для получения займов. Займы МВФ являются внешней предпосылкой для убеждения международных коммерческих банков пересмотреть свою кредитную политику в отношении той или иной страны. Как правило, экономические ограничения для стран-должников, рекомендуемые МВФ, включают комплексные меры по расширению экспорта, замещению импорта внутренним производством и резкому снижению государственных расходов для сокращения дефицита государственных бюджетов этих стран.

После предоставления займов МВФ периодически контролирует выполнение рекомендуемых им мер, что также является предварительным условием предоставления кредитов. Международные коммерческие банки, в свою очередь, принимая решение о кредите, используют результаты этого контроля.

Фирме, осуществляющей международную маркетинговую деятельность, важно знать ситуацию с государственным долгом в интересующих ее странах, поскольку в среде стран-должников ей будет очень трудно работать. Импорт в таких странах, как правило, сокращается, получение твердой валюты и ее репатриация затрудняются. При этом макроэкономические меры, осуществляемые правительствами этой ^паны для контроля государственного долга, могут ограничить расходы на социальные программы и тем самым снизить платежеспособность потребителей, что отрицательно скажется на собственных возможностях фирм и их прибылях от инвестиций.