Тоталитарная форма правления


Тоталитарная форма правления противоположна демократии. В тоталитарном государстве одна партия, лицо или группа людей осуществляет всю полноту политической власти. Государственные решения принимаются, как правило, ограниченным числом лиц. Оппозиция власти не допускается. Отсутствуют свободные выборы. Права граждан существенно ограничены.

В современном мире наблюдается устойчивая тенденция перехода большинства ранее тоталитарных стран к демократической форме правления. Примером могут служить страны Восточной Европы и Россия. Демократия в разных странах осуществляется в разных формах. Так, в Великобритании действует парламентская форма правления (в рамках конституционной монархии), при которой партия, набравшая большинство голосов в парламенте, осуществляет исполнительную власть (лидер партии большинства становится премьер-министром и формирует правительство). При такой форме демократического правления исполнительная и законодательная власти объединены.

Во Франции, США и России осуществляется президентская форма правления, при которой избираемый президент назначает главу исполнительной власти, а избранный парламент отвечает за законодательную власть. Таким образом, при данной форме правления исполнительная и законодательная власти разделены.

Политическая и гражданская свободы при демократической форме правления создают значительно большие предпосылки и лучшие условия для международной коммерческой деятельности (и в частности осуществления международного маркетинга), чем при тоталитарной форме правления, поскольку, как правило:

— способствуют развитию рыночных отношений в стране и тем самым дают более широкие возможности для развития бизнеса;

— обеспечивают развитие частной собственности и инициативы;

— ограничивают вмешательство государственных органов в коммерческую деятельность предприятий и фирм.

Однако в любом случае, планируя выход на рынок какой-либо раны со своей продукцией или вложение капитала, создание совместных предприятий, следует прежде всего оценить политические риски, связанные с:

— уровнем стабильности политической системы этой страны;

— отношением правительства к иностранным инвестициям;

— неблагоприятным изменением стратегии внешнеэкономической деятельности государства;

— взаимоотношениями данной страны со страной, в которой находится предприятие, а так же с другими соседними странами;

— возможностью под влиянием политических событий неблагоприятного изменения законодательства, которое нанесет ущерб деятельности предприятия на данном рынке;

— отношением международных банков к политике, проводимой правительством этой страны;

— возможностью введения правительством данной страны ограничений на импорт, а также на репатриацию капитала (в том числе запрета на перевод денег) и т.п.