Ориентация на потребительскую ценность
Поставщик может устанавливать цену на товар, исходя из воспринимаемой потребителем ценности этого товара. Так, например, туристические компании знают приемлемый для широкого потребителя уровень цен на внутрироссийские маршруты. В соответствии с этим уровнем и
Ценообразование на основе воспринимаемой потребителем ценности товара ведется в порядке, обратном тому, что используется при ценообразовании на основе затрат и прибыли.
Одним из актуальных вариантов ценностно-ориентированного подхода к ценообразованию является повседневно низкая цена (everyday low price). Этот вид цен на товары хорошего качества позволил розничной компании Wal-Mart стать в 2002 г. крупнейшей компанией мира.
Ориентация на конкуренцию
Ориентируясь на конкурентов, поставщик назначает цену, соответствующую желаемой позиции своего продукта в сравнении с конкурентами.
Цена может быть обычной, стандартной (customary pricing), когда стандартная пачка жевательной резинки, коробка конфет или бутылка воды продаются по одним и тем же ценам. Так, например, цены на товары в торговых автоматах одинаковы, поэтому тот, кто ставит новые автоматы на близлежащей территории, устанавливает те же цены.
Цена может устанавливаться с учетом среднего уровня цен на рынке — на уровне, выше или ниже рыночного. Если продукт лучше конкурентных аналогов или, по крайней мере, претендует на лидерство (в том числе воспринимаемое) в качестве, назначаемая цена может быть выше конкурирующих предложений. Так, например, компания Rolex гордится тем, что делает самые дорогие часы, которые можно купить, а производитель марки Cristian Dior явно устанавливает на свои товары премиальные цены. Цена на товар может назначаться ниже конкуренции в целях ускорения продаж восприимчивым к цене потребителям. Так, например, розничные сети устанавливают цены на продукты частной (розничной) торговой марки ниже, чем цены на марки производителей.
Цена лидер убытка (loss-leader pricing) - цена, устанавливаемая на границе себестоимости и ниже. Используется для привлечения в магазин покупателей. Предполагается, что, придя за товаром — лидером убытка, покупатели купят заодно и другие товары, но уже с высокой наценкой. Тем самым компенсируются потери от продаж товара — лидера убытка.
Если поставщик борется за контракт с конкурентами на торгах, цена сделки (sealed-bid pricing) устанавливается в результате объявления победителя торгов. Покупатель объявляет требования к покупке, затем собирает предложения от потенциальных поставщиков. Предложения поступают в определенный период времени, после чего заказчик объявляет результаты торга.