Методы установления базовой цены


Базовая цена — основная составляющая конечной цены по­купки или сделки. Компания руководствуется определенными пра­вилами при ее установлении. Так, например, диапазон цен на кон­кретный товар имеет нижнюю и верхнюю границы. Цена товара в общем случае не может быть ниже затрат на него поставщика, иначе поставщик не окупит своих затрат. Цена товара не может превышать уровень, адекватный воспринимаемой ценности това­ра потребителями, иначе товар не будет куплен. В рамках этого диапазона устанавливаются цены на конкурирующие на рынке товары.

Можно назвать четыре основных подхода к установлению ба­зовой цены товара: основанный на затратах (cost-based pricing), основанный на целевой прибыли (target profit pricing), основан­ный на ценности для потребителя (value-based pricing), основан­ный на конкуренции (competition-based pricing).

 

Ориентация на затраты


Подход акцентирует затратную сторону ценообразования. Цена устанавливается исходя из затрат на производство и маркетинг, добавляя некоторую величину — наценку (markup) для прибыли.

Метод наценки на затраты должен учитывать спрос на товар. Так, например, если производитель продаст меньше аппаратов, чем ожидавшиеся 1000 штук, он не получит ожидаемой прибыли. Метод наценки на затраты удобен, если производитель легко мо­жет рассчитать свои затраты, но не ориентируется в состоянии спроса.

Ориентация на прибыль Ориентация на прибыль при определении цены (target profit pricing) связана с учетом затрат поставщика. Поставщик может устанавливать цену, исходя из целевого объема прибыли как абсо­лютной величины или доли прибыли в объеме продаж или инвес­тиций.

Точка безубыточности (break-even point, ВЕР) — это мини­мальное количество единиц товара, которое необходимо продать по данной цене, чтобы окупить издержки поставщика. Если количе­ство проданных товаров превышает точку безубыточности, то по­ставщик получает прибыль. 

Анализ безубыточности ведется по нескольким ценам, т. е. для каждого уровня цены строится свой график. При этом следует по­мнить о том, что цена может определять емкость рынка. Слишком низкая цена увеличивает точку безубыточности, при этом спрос может оказаться ниже этой точки, т. е. не достигать точки безубы­точности. Поэтому компания не окупит своих затрат. Высокая цена снижает точку безубыточности, но сокращает и спрос. Если спрос на дорогой товар будет настолько низким, что не достигнет точки безубыточности, продажи не окупят затрат и будут убыточными. Поэтому прогноз валовой прибыли (Рг) определяется для разных уровней цены товара как разница между валовым доходом (Тг = = Up х Us) и валовыми затратами (Тс = Fc + Vc х Us). Прогно­зируемое количество проданных единиц Us определяется как ем­кость рынка (или спрос) при данной цене продукта. Выявляется, при какой цене валовая прибыль, или масса прибыли, будет наи­большей. Эта цена и принимается для продаж товара.