Управление службой продаж


Деятельность по продажам организуется в соответствии с це­лями деятельности компании. Управление продажами можно рас­сматривать в составе трех компонентов: формирование плана про­даж, реализация плана, оценка результатов.

На этапе формирования плана продаж ставятся цели продаж, определяется тип организации продаж, разрабатывается политика работы с клиентами (заказами). План продаж — это положение, описывающее цели продаж, а также где и как будут развернуты усилия продавцов.

Цели продаж Цели продаж определяются для всей системы продаж и для каждого отдельного продавца.- Целью продаж может быть результат, сфокусированный на денежном или штучном объеме продаж, числ Добавленных новых потребителей или на прибыли. Цели могут оыт связанными с используемыми входными ресурсами и акцентировать число сделанных продавцами обращений и затраты на продажи. Цели могут быть связанными с поведением и устанавливаться дли каждого продавца. Это знание продукта и конкуренции, умение обслуживать потребителя, мастерство продаж и коммуникаций.


Организация продаж


Организация продаж предполагает решение вопросов: 1) ис­пользовать ли собственную службу продаж или независимых аген­тов, таких как, например, представителей производителя; 2) если будет использоваться собственная служба продаж, то по какому принципу — продуктному? географическому, потребительскому; 3) как много продавцов нужно иметь компании?

Решение об использовании собственной или внешней службы продаж основывается на анализе экономических и поведенческих факторов. Экономический анадиз оценивает затраты на использо­вание обоих типов продаж и является формой анализа безубыточ­ности.

Представим ситуацию, в которой агенты получают 5% комис­сии на продажи, а собственный торговый персонал получит 3% комиссию, зарплату и премии/льготы. Кроме того, администра­тивные затраты на создание собственной службы составляют 500 ты­сяч долларов фиксированных затрат ежегодно. Нужно решить, при каком уровне продаж собственные продавцы будут менее дорого­стоящи, чем агенты. Этот вопрос может быть разрешен установлением затрат для двух вариантов равными и решением уравнения.

Таким образом, при объеме продаж, меньшем чем 25 милли­онов долларов, независимые торговые агенты обойдутся дешевле.

Однако при объеме продаж выше 25 миллионов долларов собствен­ная служба продаж обойдется дешевле.

Однако при выборе решения следует учитывать и такие пове­денческие критерии, как контроль за отбором, обучением и рабо­той продавцов, гибкость маневра и интенсивность усилий продав­цов, доступность квалифицированных продавцов.

Создание собственной службы продаж предполагает выбор ее оргструктуры. В зависимости от превалирующего критерия специа­лизации продавцов существует несколько типов оргструктур про­даж: продуктная, географическая, по потребителю.

Продуктная организация службы продаж предполагает специа­лизацию продавцов по продуктам или продуктным группам. Этот тип оргструктуры характерен для компаний, маркетирующих слож­ные технические продукты делового назначения, продаваемые по различным каналам. Каждой продуктной категории компании со­ответствует специализированный штат продавцов. Продуктная орга­низация продаж используется, если различия: между продуктами более существенны, чем различия между регионами.

Географическая или территориальная организация службы про­даж предполагает специализацию продавцов по территориям. Например, мультинациональная корпорация может иметь различные отделения продаж на различных континентах.