Транспортировка


Транспортировка, перевозка (transportation) составляет для большинства фирм наибольшую часть расходов на физическую дистрибуцию, или маркетинговую логистику. От выбора способа транспортировки зависят цена продукта, срок доставки и состоя­ние доставленного продукта — все это определяет удовлетворен­ность потребителя. Для перевозки товаров на склады, своим дист­рибьюторам и конечным клиентам компания делает выбор из сле­дующих средств: железная дорога, автомобиль, водный транспорт, трубопровод и воздушный транспорт.

Железная дорога — основное средство перевозок грузов в фрах­товом бизнесе. Это 26% объема грузовых перевозок, оцениваемого в показателях тонно-километров. Железная дорога — наиболее эф­фективное средство перевозок крупногабаритных и громоздких грузов, сырьевых товаров сравнительно невысокой удельной сто­имости на дальние дистанции. По железной дороге перевозят уголь, железную руду и окатыши, песок, химикаты, зерно, лес, метал­лопрокат, а также автомобили. Так, например, доставка крупнога­баритных консолидированных заказов партнерам компьютерной компании Формоза на расстояния более 1500 километров осуществляется по железной дороге [PC Week/RE, 9.04.02].

Автомобильный транспорт используется для перевозок преиму­щественно производственной продукции и на относительно не­большие расстояния, где важна более высокая скорость доставки. Автотранспортом перевозятся одежда, мебель, деревянные и пла­стиковые изделия, продукты питания, кожа и изделия из кожи, машины и оборудование. Так, например, компания Формоза тран -портирует свои продукты на расстояния до 500-700 километру автотранспортом. Автоперевозчики получают больший доход в ра -чете на тонну перевозимого груза, чем железнодорожники.

Компании-автоперевозчики сегодня используют спутников системы коммуникаций и Интернет, позволяющие Диспетчер оперативно управлять графиком доставки.

Водный транспорт отличает медлительность, но и низкая цена перевозок. По воде груз перевозится на палубе кораблей или на бар­жах, тогда он грузится на поверности плавающего средства, или в океанических маршрутах в трюмах глубоководных танкеров и кораб­лей. Баржи перевозят громоздкий груз низкой удельной стоимости: гравий, песок, лесоматериалы, металл, зерно. Корабли океаничес­ких маршрутов осуществляют контейнерные перевозки грузов. Стандар­тизованные модульные транспортировочные контейнеры сокраща­ют загрузочные, разгрузочные и другие операционные расходы.

Трубопроводный транспорт занимает третье место после желез­ной дороги и автомобильных перевозок по показателю тонно-ки­лометров перемещаемых грузов. По трубопроводу транспортирует­ся природный газ, сырая нефть и нефтепродукты, дизельное и авиационное топливо, керосин. Специальный трубопровод движет Угольную суспензию, взвесь — размельченный в порошок и сме­шанный с водой уголь. Ограничением использования трубопрово­да является небольшое число видов транспортируемых продуктов, территориальные границы достигаемых месторасположений и не­высокая скорость транспортировки. Жидкость движется по трубо­проводу со скоростью около 4 километров в час.

Воздушный транспорт быстр, но дорог. По воздуху перевозится менее одного процента грузов. Воздушные перевозки используются Для скоростной доставки в отдаленные месторасположения. Перево­зятся в основном скоропортящиеся товары (свежая рыба, срезанные Цветы) и высокоценные, малогабаритные предметы (приборы, ин-трументы, ювелирные изделия). Авиаперевозки сокращают уровень запасов, затраты на упаковку и количество используемых складов. Интермодальная перевозка (intermodal transportation) — комби-ирование двух или более средств транспортировки. Так, например, ожет использоваться железная дорога плюс автомобили (piggiback); одный транспорт плюс автомобильный (fishyback); водный плюс железнодорожный (trainshiP); авиа плюс автомобильный (airtrack,

ayoack). Интермодальные перевозки обеспечивают гибкость, удоб­но и эффективность доставки. Выбор средств транспорта предпола­гай компромисс между скоростью и гибкостью графика доставки, ч ной и доступностью. Интермодальные перевозки требуют соглашений между транспортными компаниями, а также обеспечиваются мультимодальными транспортными компаниями. Примером является систем FedEx's ShipAPI, обслуживающая бизнес-клиентов, в частности Proflower.com. Когда клиент заказывает цветы на интернет-сайте Proflower, трансакция генерирует ярлык FedEx и форму заказа, которая затем отсылается по факсу цветочнику. Цветочник заполняет заказ, печатает бумажную копию ярлыка и приклеивает к упаковке, которую затем забирает курьер FedEx. Система автоматически подтверждает факт забора, транспортировки и дост заказа [Boone et al., 2001, p. 413].