Корпоративная ВМС
Корпоративная вертикальная маркетинговая система (corporate vertical marketing system) объединяет последовательные стадии производства и дистрибуции в рамках единой собственности. Производитель покупает дистрибьютора (или торгового посредника) либо
Контрактная ВМС
Контрактная вертикальная маркетинговая система (contractual vertical marketing system) — цепь независимых фирм—производителей и дистрибьюторов разных уровней, объединенных посредством контрактов в интересах получения экономии на масштабах, недоступной участникам по отдельности. Координация и управление конфликтами достигаются с помощью контрактных соглашений между членами канала. Существуют три типа контрактных ВМС — добровольные цепи, спонсируемые оптовым торговцем; розничные кооперативы и франчайзинговые организации.
Добровольная цепь, спонсируемая оптовым торговцем (wholesaler-sponsored voluntary chain) — это соглашение независимых розничных торговцев с независимым оптовым торговцем об использовании единой закупочной практики, мощностей, общего названия в целях конкуренции с другими розничными цепями. Розничные торговцы закупают продукты у оптового торговца, который нередко создает частную марку, продаваемую через добровольную розничную сеть.
Франчайзинговая организация (franchise organization) — это сеть, которой участник канала — франчайзер (franchiser) связывает есколько стадий производственно-дистрибутивного процесса. При том другие участники канала — франчайзи (franchisee) соглашаются вести свои операции в соответствии с требованиями и под маркой франчайзера. Собственником франшизы (марки и технологии) чаще всего является производитель товаров и услуг, стремящийся покрывать территориальные рынки с помощью франки. Существуют: а) розничные франчайзинговые системы, спонсируемые производителем (Ford лицензирует дилеров для продажи своих машин); б) оптовые франчайзинговые системы, спонсируемые производителем (Coca-Cola лицензирует бутлеггеров для производства напитка из ее сиропа и продажи на местах); в) розничные франчайзинговые системы, спонсируемые сервисными фирмами (McDonald's лицензирует систему розничных точек для обслуживания клиентов) [Kotler et al, 2001, p. 438]. Компании-франчайзи вносят начальную плату (от нескольких тысяч долларов в России до сотен тысяч долларов в США) и делают текущие платежи франчайзеру в обмен на право использовать его марочное название, а также услуги в области обучения, маркетинга, рекламы.