Корпоративная ВМС


Корпоративная вертикальная маркетинговая система (corporate vertical marketing system) объединяет последовательные стадии производства и дистрибуции в рамках единой собственности. Про­изводитель покупает дистрибьютора (или торгового посредника) либо

создает его (учреждает дистрибыоторскую компанию), что позволяет производителю жестче контролировать распространение, проникать на новые сегменты рынка.


Контрактная ВМС


Контрактная вертикальная маркетинговая система (contractual vertical marketing system) — цепь независимых фирм—производи­телей и дистрибьюторов разных уровней, объединенных посред­ством контрактов в интересах получения экономии на масштабах, недоступной участникам по отдельности. Координация и управле­ние конфликтами достигаются с помощью контрактных соглаше­ний между членами канала. Существуют три типа контрактных ВМС — добровольные цепи, спонсируемые оптовым торговцем; розничные кооперативы и франчайзинговые организации.

Добровольная цепь, спонсируемая оптовым торговцем (wholesaler-sponsored voluntary chain) — это соглашение независимых рознич­ных торговцев с независимым оптовым торговцем об использова­нии единой закупочной практики, мощностей, общего названия в целях конкуренции с другими розничными цепями. Розничные торговцы закупают продукты у оптового торговца, который не­редко создает частную марку, продаваемую через добровольную розничную сеть.

Франчайзинговая организация (franchise organization) — это сеть, которой участник канала — франчайзер (franchiser) связывает есколько стадий производственно-дистрибутивного процесса. При том другие участники канала — франчайзи (franchisee) соглашаются вести свои операции в соответствии с требованиями и под маркой франчайзера. Собственником франшизы (марки и технологии) чаще всего является производитель товаров и услуг, стремящийся покрывать территориальные рынки с помощью фран­ки. Существуют: а) розничные франчайзинговые системы, спонсируемые производителем (Ford лицензирует дилеров для продажи своих машин); б) оптовые франчайзинговые системы, спонсируемые производителем (Coca-Cola лицензирует бутлеггеров для производства напитка из ее сиропа и продажи на местах); в) розничные франчайзинговые системы, спонсируемые сервисными фир­мами (McDonald's лицензирует систему розничных точек для обслу­живания клиентов) [Kotler et al, 2001, p. 438]. Компании-франчайзи вносят начальную плату (от нескольких тысяч долларов в России до сотен тысяч долларов в США) и делают текущие платежи франчай­зеру в обмен на право использовать его марочное название, а также услуги в области обучения, маркетинга, рекламы.