Интенсивность дистрибуции
Интенсивность дистрибуции (distribution intensity) — число посредников, параллельно распространяющих продукт. Это число посредников может быть малым или большим, но должно обеспечивать адекватное покрытие рынка. Характер покрытия рынка зависит от целей
Интенсивная дистрибуция (intensive distribution) — это распространение продукта через все возможные каналы в данном регионе. Хлеб, бутылки газированных напитков, конфеты, жевательная резинка продаются во всех торговых точках, распространяющих продукты питания. Карты для доступа в Интернет продаются во всех торговых точках, распространяющих аудио-, видео- и компьютерную технику. Интенсивная дистрибуция делает продукт широкодоступным, минимизирует усилия потребителя по поиску и окупке продукта. Стратегия интенсивной дистрибуции подходит для предметов универсального спроса, апеллирующих к недифференцированным потребностям и предназначенных широким кругам потребителей.
Селективная дистрибуция (selective distribution) — распространив продукта через ограниченное число каналов. Ограничение числа каналов облегчает контроль производителя за маркетинговой политикой торговцев — ассортиментной, ценовой, коммутационной политикой. Для ограниченного числа партнеров производителю легче проводить обучение, а также обеспечивать необходимый сервис и методическую поддержку.
Эксклюзивная дистрибуция (exclusive distribution) — предоставление посреднику исключительных прав на продажи продуктов в географическом регионе. Эксклюзивная дистрибуция может использоваться при необходимости поддержки имиджа высокого качества, уникальности и престижа продукта. При этом полнота рыночного покрытия приносится в жертву тесному взаимодействию производителя с малым числом непосредственных партнеров. Маркетинговые затраты снижаются за счет сокращения числа таких партнеров; более тесным становится сотрудничество в решениях по объемам запасов посредников, ценам, рекламе и продвижению.
Эксклюзивные права на продажу уникального электросамоката с весны 2003 г. получила компания розничной интернет-торговли Amazon.com. Электросамокат, произведенный компанией Segway LLC, первое самобалансирующееся личное транспортное средство стоимостью почти пять тысяч долларов, способное двигаться везде, где проходит человек, со скоростью до 10 км/час [Коммерсантъ, 25.11.02, с. 17]. Книга «Интернетско-русский разговорник», вышедшая в 2001 г. по заказу компании Яндекс, продавалась лишь в нескольких интернет-магазинах, вероятно для того, чтобы приучить «чайников» (неумех в области Интернет) использовать Интернет.
К возможным проблемам эксклюзивной дистрибуции относятся правовые нормы, регулирующие конкуренцию. Требования посредника распространять товары других поставщиков в ряде стран может привести к обвинениям в монополизме и нарушении законов о конкуренции.