Типы маркетинговых каналов


В зависимости от наличия и числа посредников между производителем и потребителем различают несколько типов канал.

Прямой канал


Прямой канал (direct channel) несет товары напрямую, от производителя к пользователю. Этот тип канала используется для товаров, требующих обширной демонстрации и переговоров для убеждения потребителя купить.

Прямые продажи особенно важны в деловом маркетинге. Большая часть установок, оборудования, компонент, частей (комплектующих), сырых материалов продается через пря­мые контакты между фирмами-производителями и конечными пользователями. Около 40% продаж крупнейших российских про­изводителей алюминия — Русского Алюминия и Суал-холдинга в 2002 г. составляли прямые экспортные поставки крупным потре­бителям, таким как General Motors, Matsushita Electric, Mitsui, Toyota [Коммерсантъ, 31.01.02, с. 5, www.sual-holding.ru].

В распространении потребительских товаров также могут ис­пользоваться прямые каналы — это косметика Avon, пицца с дос­тавкой компании Domino Pizza, компьютеры Dell. Первые компью­теры Майкл Делл начал продавать в 1983 г. из комнаты студенчес­кого общежития с помощью размещения маленькой рекламы в торговых журналах и оформления заказов по почте. Затем основатель компании использовал бесплатный телефонный номер, по которо­му потребители могли звонить, заказывать компьютер и получать консультации. В 2001 г. объем продаж Dell превысил 31 миллиард долларов (www.dell.com). Потребитель может сегодня через Интер­нет забронировать номер в гостинице и заказать сопутствующие услуги, авиабилет.

Производитель может продавать через Интернет, с помощью прямой электронной или почтовой рассылки, по телефону, и каталогу, с помощью журнала или газеты, телевидения или радио-Прямые каналы дают возможность непосредственного взаимодействия производителя и потребителя, однако они часто не являются наиболее эффективным средством движения продуктов производителя к потребителю.