Лицензированная марка
Большинство компаний тратят много времени и денег на создание и поддержку собственных марок. Другие компании приобретают лицензии на имена и символы, ранее созданные другими производителями, — имена известных персон, героев популярных Фильмов и книг. Лицензиар —
Ежегодный объем продаж лицензированных продуктов в США и Канаде растет: в 1987 г. он составлял 55 миллионов долларов, а в 1999 г. уже 71 миллиард [Kotler et al., 2001, p. 305].
Совместная марка
Совместная марка - это марка, объединяющая усилия и идентификаторы двух компаний. Ко-брэндинг, или со-брэндинг (соbranding) — это использование двух марочных названий для одного продукта (или компании). Так, компания Fujitsu-Siemens Computers (www.fujitsu-siemens.com) использует в своем названии и в марочных названиях продуктов марки двух родительских компаний -Fujitsu Limited и Siemens AG. Примером совместной марки является внедорожник Chevrolet-Niva совместного предприятия GM-Aemo-ВАЗ в Тольятти, сборка которого началась осенью 2002 г. Совместная марка связана с лицензированием, однако марочное название представляет обе компании, а не только лицензиара.