Виды марок по типу спонсора


Спонсор, или владелец марки — компания, создавшая и под­держивающая марку. Спонсор заинтересован в поддержке опреде­ленного уровня качества марки, а также в определенном уровне й масштабе ее известности. Поэтому спонсор марки контролирует качество продукта и обеспечивает продвижение марки. Марки клас­сифицируются по типу спонсора (собственника) на следующие группы: марки производителя (manufacturer's brand), частные мар­ки (private brand), лицензированные марки, совместные марки и общие марки (general brand, отсутствие марки).

Марка производителя Марка производителя (manufacturer's brand) - марка, находя­щаяся в собственности производителя продукта. Так, например, марки Intel, Ford, IBM, Microsoft - это марки производителей. Этот тип марок долго доминировал на рынке. Компания-произво­дитель маркетирует продукт под собственной маркой, если имеет достаточно ресурсов для рекламы и продвижения. Крупные и хо­рошо известные компании — Procter & Gamble, Microsoft, IBM, Intel, могут себе это позволить. Так, например, затраты компании Intel на рекламу по многолетней программе Intel Inside только в од­ном —1996 г. составляли один миллиард долларов. Корейская компа­ния Samsung только на поддержку брэнда тратит два миллиона дол­ларов в год. Рекламный бюджет компании Вшш-Бишъ-Данн в 2001 г. составил 26 миллионов долларов [Коммерсантъ, 6.04.02, с. 4]

Создание и поддержка собственных марок не выгодна для мно­гих компаний-производителей. Сибирская группа компьютерных компаний «Сибкон» начала выпуск компьютеров под собствен­ной — одноименной — торговой маркой, однако после оценки необходимых затраты на брэндинг перешла на использование бо­лее известной марки — R-Style. Компании Acer и LG производят ноутбуки, продаваемые по маркой IBM. 100% компьютеров под маркой Hewlett Packard производятся компаниями-контрактора­ми, в том числе американскими SCI Systems и Solectron и канадской Celestica [PC Week/ RE, 24.10.2000, с. 50]. Сотни автозаправочных станций в России работают под марками нефтяных компаний — ТНК, ВР, Лукойл, Славнефть.