Вы ни за что не догадаетесь, кто стал прототипами для самых известных игральных карт СССР!(Дзен)



Вы ни за что не догадаетесь, кто стал прототипами для самых известных игральных карт СССР!

 
Одним из самых любимых занятий моего детства была игра в карты с дедушкой. Кому-то может показаться, что приобщать шестилетнего ребенка к азартным играм - не комильфо, но я не вижу ничего плохого в том, чтобы иногда собраться за столом всей семьей, и перекинуться в "Дурака". Игра развивает смекалку и сообразительность, учит распознавать "мухлевание" и хорошо тренирует память.

Собственно, не так важно, во что вы играете в кругу семьи, если всем это занятие доставляет радость, ведь так?

Не удивительно, что я отлично помню колоду карт, которая на протяжении многих лет лежала за прозрачными дверцами серванта и доставалась оттуда по выходным.

 

Вероятно, такая колода была практически в каждой советской семье - я видела точно такие же игральные карты, когда приходила в гости к друзям и одноклассникам.

Иллюстрации на картах были весьма стильными, с отличной детализацией - я очень любила рассматривать элементы костюмов гордых валетов, прекрасных дам и величественных королей:

 
Вы ни за что не догадаетесь, кто стал прототипами для самых известных игральных карт СССР!
 
 
 
Вы ни за что не догадаетесь, кто стал прототипами для самых известных игральных карт СССР!
 
 

А что, если я скажу вам, что прототипами персонажей этой колоды были не выдуманные люди, а участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 году?

Вот это поворот, не так ли?

Ах ! Этот бал ! Чудесный бал ! Блестящий пол, огромный зал...

В феврале 1903 года в Зимнем дворце Санкт-Петербурга состоялся пышный костюмированный прием.

От приглашенных требовалось явиться ко двору в костюмах эпохи XVII века. Этот праздник вошел в историю не только как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II, но и как последний придворный бал императорской России. Император видел в этом маскараде своего рода акт возрождения традиций допетровской эпохи, возвращения к традициям московского двора, к исконно русскому характеру.

390 гостей мероприятия были наряжены в стиле придворных всех мастей: бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи:

 
Вы ни за что не догадаетесь, кто стал прототипами для самых известных игральных карт СССР!
 
 
"Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания".

Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа (придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы), и продолжались до часа ночи. Вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально поставленных главных танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссёра балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. В «русском» участвовали 20 пар, солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова (танцы для бала были заранее отрепетированы).

В общем, подготовка к событию действительно была грандиозной, императорской.

Создание костюмов

Эскизы костюмов в неорусском стиле нарисовал художник Сергей Соломко, а отшивали их лучшие портные Российской Империи. Один такой костюм, обильно сдобренный драгоценностями, стоил целое состояние.

 
Сергей Соломко
 
Сергей Соломко

Кстати, отличный акварелист - листайте галерею, чтобы посмотреть его работы:

1 из 15
 
scale_1200
scale_1200
scale_1200
scale_1200
 

К слову, создание эскизов костюмов к балу-маскараду 1903 года стало самым крупным заказом в творческой карьере художника, которого не слишком жаловали современники, именую его стиль «вульгарным галантерейным вкусом». Художник Игорь Грабарь величал Соломко «генералом декадентов», а критики обвиняли в потворстве вкусам толпы, упадничестве, пошлости.

Но, вернемся к эскизам нарядов для бала. Соломко сумел сделать торжественный, но тяжелый и громоздкий боярский костюм более легким, чтобы гости могли комфортно себя чувствовать на светском событии и танцевать всю ночь.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:
Один из костюмов принцессы Падме Амидалы из фильма «Звездные войны. Эпизод II: атака клонов» вдохновлен именно работами Соломко для бала в Зимнем дворце 1903 года.

Карты, приуроченные к 300 летию дома Романовых

В 1911 году немецкие мастера фабрики «Дондорф» разработали эскизы для карт, а в 1913-м их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Выпуск колоды под названием «Русский стиль» был приурочен к 300-летию дома Романовых.

Иллюстрации для карт создавали, ориентируясь на фотографии, собранные в «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце».

Справка: В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Экземпляры распространялись за определённую плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.
1 из 15
 
scale_1200
scale_1200
scale_1200
scale_1200
 

Одежды королей, валетов и дам на игральных картах полностью либо частично повторяли костюмы участников бала-маскарада 1903 года:

 

 
Дама Червей и ее оригинал – княгиня Ксения Александровна
 
Дама Червей и ее оригинал – княгиня Ксения Александровна
 
Трефовая дама и ее прототип – княгиня Елизавета Федоровна
 
Трефовая дама и ее прототип – княгиня Елизавета Федоровна

Листайте галерею➡, чтобы узнать все прототипы героев карт, среди которых есть и сам император:

1 из 8
 
scale_1200
scale_1200
scale_1200
scale_1200
 

После революции мануфактура была закрыта, но в 1923 г. она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов перерисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.

 
Оригинальный червовый туз и перерисовка Юрия Иванова
 
Оригинальный червовый туз и перерисовка Юрия Иванова

Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой популярной и продолжала выпускаться большими тиражами, ведь карты часто использовали в целях пропаганды – так, были выпущены «Антирелигиозные карты», «Антифашистские карты» и т. д. Но ни один из подобных выпусков не смог конкурировать с колодой «Русский стиль».

Карты много раз перевыпускались (в том числе в Испании и Австрии) и перерисовывались, поэтому есть несколько вариантов самих изображений разного уровня качества и изображений на рубашках.

 
Вы ни за что не догадаетесь, кто стал прототипами для самых известных игральных карт СССР!
 
 

Таким образом, память о последнем костюмированном бале Российской империи сохранилась до наших дней именно благодаря маленькой колоде игральных карт - кто бы мог подумать!

https://zen.yandex.ru/media/sakuma/vy-ni-za-chto-ne-dogadaetes-kto-stal-prototipami-dlia-samyh-izvestnyh-igralnyh-kart-sssr-604a1f0921786c65368c0274?&utm_campaign=dbr